29.12.2016 С 1 ноября официально приступило к работе созданное в Правительстве Челябинской области министерство общественной безопасности.
О мотивах появления этой структуры и ее функциях — в интервью с министром Евгением Савченко.
- Евгений Юрьевич, в чем смысл создания министерства общественной безопасности?
- Напомню, что в соответствии с Конституцией России, в совместном ведении федеральных и региональных властей находится охрана общественного порядка, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, меры противопожарной безопасности. Перед нами два блока задач: первый - необходимость непосредственно реализовывать ряд полномочий, второй - обеспечить реализацию части полномочий федеральными правоохранительными органами.
- Однако большинство этих задач выполнялось структурами областного правительства ранее. Что принципиально меняется?
- Обратите внимание, что при создании министерства количество чиновников не увеличилось (всего 43 штатные должности), но уменьшилось количество руководителей, что одновременно повлияло на уменьшение фонда оплаты труда в целом.
Известно, что губернатор с того момента, как возглавил регион, стремится к оптимизации управленческой деятельности, одновременно повышая ее эффективность. Создание нашего министерства обусловлено именно этим.
Поясню на примере работы по обеспечению противопожарной безопасности. В регионе до недавнего времени 63 подразделения в составе областного противопожарного предприятия были подведомственны министерству экологии. Согласитесь, тушение пожаров — совсем не функция экологов. То же касается содержания центра гражданской обороны (где сосредоточены запасы ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций), или обслуживания систем оповещения (связанных, например, с угрозой подтопления), кураторства поисково-спасательных подразделений.
- Теперь все эти функции возложены на вас?
- Да. В перечне наших задач есть обеспечение работы разного рода межведомственных комиссий, выступающих координирующим инструментом правоохранительных и иных органов власти. Часть комиссий создана в соответствии с указами Президента, часть — распорядительными документами Правительства РФ. Подразделения нашего министерства выступают в роли аппаратов этих комиссий. Способствуют подготовке и утверждению специальных областных государственных программ.
Среди них программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях», «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где наше министерство является ответственным исполнителем.
Внутри программ действует ряд подпрограмм, включающих антитеррористическую и антинаркотическую деятельность, а также подпрограммы, направленные на работу с допризывной молодежью, с казачеством, добровольными народными дружинами и другие.
С нового 2017 года регионы наделены надзорными полномочиями для предотвращения чрезвычайных ситуаций, и наше министерство теперь выступает уполномоченным органом в этой сфере деятельности.
- То есть, новое министерство — сплав существовавшего ранее Главного управления по взаимодействию с правоохранительными органами и части подразделений министерства экологии.
- Да, но при этом нагрузка на людей выросла. Так, сегодня один отдел фактически выступает аппаратом 9 комиссий, а ранее этим занималось несколько подразделений. С учётом оптимизации создан отдел надзорной работы. Есть отдел, который отвечает за работу областной противопожарной службы, поисково-спасательной службы, центра гражданской обороны, работы стационарных постов видеофиксации, автоматизированной системы «112».
Небольшое подразделение отвечает за организацию работы с военными органами, военно-патриотическими и казачьими объединениями, добровольными народными дружинами, и они же организуют и проводят разного рода патриотические массовые мероприятия, среди которых парад победы, возложения цветов, разного рода шефские мероприятия.
Замечу, еще не все направления деятельности перечислил. Но при этом результаты практически каждого направления находятся на особом контроле в Администрации Президента России и его полномочного представителя, Правительства РФ, Федерального Собрания, Губернатора и Законодательного Собрания региона.
- Задач перед вами много. Какие из них в приоритете?
- В том и дело, что каждое направление значимо. Сегодня у нашего министерства четыре подведомственных предприятия: противопожарная служба, поисково-спасательная служба, Центр гражданской обороны и «Безопасный город», которое в ближайшее время будет реорганизовано в «Центр обработки вызовов – 112».
- Поговорим о каждом подробнее.
- Областная пожарная служба у нас с 1 января будет включать 64 подразделения общей численностью 1289 человек. Главная задача — обеспечить нормированное прибытие к месту пожара и локализовать его. Если в населенном пункте это десять минут, за пределами населенного пункта — 20 минут. В крупных поселениях, в районных центрах боевое дежурство несут федеральные силы МЧС. В более мелких — областные пожарные части. Там, где зону ответственности не покрывают областные силы, главы муниципальных образований формируют добровольные пожарные подразделения - где-то за счет средств территории, где-то — за счет субсидий областного бюджета.
- Пока огнеборцы тушат пожары, сотрудники поисково-спасательной службы находят потерявшихся туристов?
- В том числе. В Челябинской области действует восемь поисково-спасательных подразделений.
У нас уникальные специалисты! Спасатели скалолазы-альпинисты помогают заблудившимся в горах людям. В окрестностях поселка Тюлюк (на границе с Башкирией), на Таганайском направлении, где проложены маршруты туристических групп, создаем круглосуточные посты на новогодние, майские праздники для того, чтобы оперативно реагировать на сигналы о помощи.
Кроме того, в нашей службе работают 59 водолазов. В ноябре, когда я приехал знакомиться с деятельностью спасательного отряда, пришел сигнал из Златоуста о том, что девушка не справилась с управлением и вылетела на автомобиле в водоем. Наши водолазы успели прибыть туда и спасти ее — она жива и невредима. Очень много факторов на ее стороне оказалось, но и спасатели сработали очень профессионально.
Надо отдать должное Сергею Шойгу. Когда он возглавлял МЧС, к формированию спасательных отрядов подошел нестандартно. Если во всем мире роль спасателей выполняют пожарные, и это накладывает определенный отпечаток на их работу, то Шойгу сделал ставку на фанатичных туристов, которые не от мира сего и без преувеличения — заточены на экстрим. Он их организовал, определил им форму поддержки. На сегодняшний день есть межрегиональные центры спасателей — один из них базируется в Екатеринбурге. На уровне нашего субъекта Федерации сотрудники подразделений в совершенстве владеют пятью-семью профессиями, необходимыми для спасения людей! Это наш гражданский спецназ.
- Да, наше областное предприятие. Но в расчет сил и средств МЧС они тоже включены. Когда Центр управления кризисными ситуациями получает сигнал, он, имея со спасателями связь, выходит на диспетчерскую. Там в каждом из восьми отрядов организовано круглосуточное дежурство. Многие часто путают их с МЧС, но это - наши областные подразделения, которые финансируются из регионального бюджета. Их сотрудники не носят погоны.
Но федеральное законодательство допускает, что человек, 15 лет отслуживший спасателем и достигший сорокалетнего возраста, имеет право на пенсию. Однако для этого необходимо принять областной закон. Считаю, такой закон нужен, и в 2017 году намерен организовать разработку такого законопроекта.
Люди, знающие в совершенстве пять-семь профессий, имеющие уникальный опыт спасения, использующие высокотехнологичные методы работы и специфические навыки (которым ни один год надо учить), вправе рассчитывать на дополнительную форму социальной защиты. Мы не должны терять эти кадры.
Тем более, зарплата для людей такого рода квалификации сегодня невысока: 30 тысяч рублей в месяц (и то это у спасателя 1 категории) — это не очень много. У остальных (их большинство) - 2 и 3 категории - от 18 до 25 тысяч рублей. К сожалению, сегодня не решен вопрос их санаторно-курортного обслуживания. Учитывая опасную для жизни специфику работы, это крайне важно. В ближайшее время намерен обсудить возможные пути сотрудничества наших спасателей с профсоюзными движениями, обладающими необходимыми для восстановления сил и здоровья ресурсами.
- Что представляет собой предприятие «Безопасный город»?
- До сегодняшнего дня под этим подразумевали набор стационарных систем видеофиксации. У нас 92 поста и 469 видеокамер работает. Больше половины из них — в общественных местах. Но развитие систем видеофиксации — не средство наполнения бюджета. В этом — четкая позиция губернатора, и я с ним полностью солидарен. Как бы ни было накладно для бюджета содержать такие камеры, они помогают силам правопорядка реагировать на преступления и правонарушения.
В меньшей степени они размещены на дорогах, в местах повышенной аварийности для того, чтобы фиксировать правонарушения и являться определенным предупредительным барьером.
Кроме того, мы готовы по итогам 2017 года представить губернатору дорожную карту развития стационарных постов на узловых точках по территории области — там, где можно проводить мониторинг грузопотоков, - это тоже способствует раскрытию общеуголовных преступлений и административных правонарушений.
Мы нацелены привлекать на контрактной основе в помощь предпринимателей - использовать их мобильные видеосистемы для фиксирования правонарушений в местах повышенной аварийности. И сегодня наши партнеры по контракту работают не там, где они сами захотели встать с камерой, а там, где им предписала ГИБДД, исходя из выявленных очагов повышенной аварийности.
- Как можно оценить результат этой работы?
- По итогам года в целом по области у нас стало меньше ДТП. Более чем на 29 процентов сократилось число дорожно-транспортных происшествий с летальными исходами и на 44 процента - количество случаев гибели детей. И это, конечно, результат не только использования камер и качественной работы ГИБДД, а совокупности причин. В том числе, улучшения состояния дорожного покрытия. Наши дороги областного и межмуниципального значения — далеко не худшие в Российской Федерации. Положительно влияет на безопасность и совершенствование оборудования пешеходных переходов.
- А если говорить о безопасности не только на дорогах, каких новшеств можно ждать?
- Сегодня в структуре своего областного предприятия мы формируем Центр обработки вызовов: надеемся интегрировать в единую информационную платформу системы и видеофиксации, и голосовых сообщений, в том числе, систему «112». В конечном итоге, это повысит оперативность и качество реакции на обращения людей.
- Проект «112» реализуется достаточно давно…
- …Но таковым, по факту, не является. Сегодня под этим подразумевается часть работы единых диспетчерских дежурных служб (ЕДДС). Люди звонят, попадая в один из центров, в зависимости от муниципалитета. Дальше диспетчер, получая информацию, в ручном режиме набирает по телефону одну из экстренных служб.
Даже поверхностный анализ работы ЕДДС показывает: примерно сорок процентов звонков в итоге теряется, как правило, из-за того, что линия занята. Затягивается процесс реагирования, так как диспетчер сам пытается связаться со службой. Это вызывает недовольство обратившихся граждан, скепсис по поводу того, для чего это все создавали. Сейчас людям нередко проще самим позвонить по 01, 02, 03.
- Как эта система должна работать в идеале?
- Используя программное обеспечение МЧС России, которое субъектам предоставлено бесплатно, мы полгода на территории Челябинска проводили тестовые испытания автоматизированной системы «112». Это специальная программа на компьютерах. Один компьютер стоит непосредственно в единой диспетчерской службе, другой — на рабочем месте дежурного экстренной службы (МЧС, МВД и так далее). Как только человек дозвонился до диспетчера, диспетчер заполняет карточку в этом компьютере. Карточка автоматически отправляется в ту или иную экстренную службу, исходя из содержания данных заполненных полей. Сразу же фиксируется время отправки информации. Никто уже не может сказать, что сигнал не поступил вообще или поступил поздно.
Кроме того, предусмотрена обратная связь — служба должна отчитаться о своей реакции, фиксируется время отчета. Таким образом, повышается оперативность и качество реагирования на звонки граждан.
Совершенствуется форма ответственности специалистов диспетчерской и экстренных служб. Схема реакции становится прозрачной, контролируемой. В тестовом режиме мы этот регламент опробовали, сейчас пытаемся запустить в опытную разработку. Но если тестовый режим предусматривал не реальные сигналы, а вымышленные, то в опытном все будет по-настоящему.
Правда, действие системы распространится пока только на территорию Челябинска. Опытную модель Минкомсвязи России нам разрешили запустить с 10 января 2017 года. Она начнёт работу на базе ЕДДС Челябинска, где установлены два рабочих места опытной автоматизированной системы «112».
Технические возможности позволяли запустить сразу 5 рабочих мест, но мы осознаём, что нужен переходный период на доработку системы и привыкание людей к мысли, что для вызова экстренной службы достаточно набрать 112.
Сегодня ряд проблем бытового характера в Челябинске люди решают, позвонив на номер 063 в ЕДДС Челябинска. Традиционные номера 01, 02, 03 - остаются и продолжают работать. На 2017 год из бюджета области губернатором выделено сто миллионов рублей на приобретение и оснащение всех ЕДДС муниципальных образований области автоматизированными рабочими местами системы «112». Надеемся к концу 2017 года создать условия и получить разрешение Минкомсвязи для ее промышленного запуска на территории региона.
- То есть, при звонке на 112 реакция будет более оперативной, чем при обращении на телефоны экстренных служб?
- Да. Нередко люди жалуются, что не могут дозвониться до полиции или скорой помощи из-за перегруженности линии. А здесь у диспетчера появится возможность оперативно донести информацию до сотрудников полиции без использования телефонной связи. Компьютер до них эту информацию доведет, а диалоговое окно покажет, что сведения получены. Но это еще не все.
На базе областного Центра обработки вызовов в первом квартале нового года планируем запустить работу собственной круглосуточной диспетчерской службы 112. У нас было два пути ее развития. Первый — применить опыт наших коллег из Казани. Они создали, по сути, республиканский колл-центр. Но мы несколько лет развивали (и вполне успешно) единые диспетчерские службы в муниципалитетах. Поэтому решили использовать их возможности.
Но если телефонная линия муниципальной диспетчерской службы занята, то на восьмой секунде звонок адресуется в Центр обработки вызовов областной круглосуточной диспетчерской службы и затем информация о вызове оперативно перенаправляется по соответствующему адресу. Для этого соответствующая группа диспетчеров на базе областного Центра обработки вызовов пополнится на 25 штатных единиц. Это повысит качество работы системы «112».
- Когда ее действие в усовершенствованном варианте распространится на всю область?
- Наша задача - добиться этого к исходу 2017 года. Кроме того, видеосистемы, которые есть, мы бы тоже хотели замкнуть в единое информационное пространство. Скажем, звонит человек из определенной точки. А мы знаем, есть у нас там камеры или нет, чтобы, в случае их наличия, сразу отследить происходящее на месте. Наряду с разработкой дорожной карты установки камер за счет бюджета области, обращаемся к нашим партнерам, частным компаниям (которые уже установили системы видеонаблюдения) с просьбой пустить нас в это информационное поле. Они же эти системы тоже создавали с благой целью. Скажем, у железной дороги есть проблемы с попытками хищений из товарных составов. Но одно дело, когда камера фиксирует лишь железнодорожное полотно, а другое — территорию за его пределами.
Мы готовы обмениваться информацией с соблюдением действующих ограничительных мер. Здесь, конечно, много щепетильных моментов: важно не вторгнуться в частную жизнь, не нарушить права людей на тайну персональных данных. То есть, необходимо правовое понимание того, кому «картинку» можно предоставлять, а кому нет.
Обычные граждане, помимо повышения уровня своей безопасности, могут получить и сугубо практическую пользу. Допустим, попал человек в ДТП. Ему нужна свидетельская составляющая. Он знает, что в районе происшествия расположены камеры. Подобных обращений в систему «Безопасный город» в текущем году поступило примерно две тысячи. Около трехсот человек смогли получить помощь, использовать видео в качестве доказательной базы.
Так вот, наша задача — интегрировать элементы разных систем в единое информационное целое. На Западе это называется «Умный город», а у нас - «Безопасный город».
- Коммерческие структуры, госкомпании на переговоры о сотрудничестве в этой сфере идут охотно?
- Мы провели серию встреч с представителями компаний, включая «Интерсвязь», у которой серьезное разветвление систем видеонаблюдения на улицах. Ответ на наши предложения определенно положительный. Главное, говорят партнеры, не создайте нам дополнительных расходов. Если мы сами технически готовы к ним подключиться, они согласны нам давать информацию. Очень заинтересована в этом железная дорога, проявила интерес «Интерсвязь».
Мы сейчас работаем с рядом управляющих компаний, а также службами безопасности крупных объектов, различных торговых комплексов. Нам важно вовлечь в решение нашей общей задачи максимально большее число участников. В ряде муниципалитетов есть попытка самостоятельно развивать системы видеонаблюдения. Здесь мы рекомендуем интегрировать оборудование в единую систему области.
- Можно ли говорить о том, что с созданием вашего министерства роль областного правительства в обеспечении безопасности южноуральцев повысится? С одной стороны, губернатор традиционно отвечает за все, что происходит на руководимой им территории, с другой — у территориальных управлений каждого федерального ведомства свои интересы. Сейчас эти противоречия сглаживаются?
- Отвечу чуть более развернуто. На заре перестроечных лет, когда западное влияние на управленческую деятельность было большим, в российскую управленческую систему внедряли приемы менеджмента, забывая, что любой менеджмент — это, в первую очередь, извлечение прибыли. А главная задача государства — обеспечивать жизнедеятельность человека. В последние годы об этом задумались. Идет переосмысление роли системы управления государством. Создание нашего министерства нацелено на то, чтобы повысить уровень безопасности граждан.
- Но госуправление — тоже менеджмент, учет доходов и расходов.
- Поясню на уже звучавшем примере. Представьте, если бы камеры видеонаблюдения мы рассматривали как источник пополнения бюджета за счет штрафов. Чтобы рассчитывать на доходы от штрафов, надо полагать, что они никогда не иссякнут. Тогда в чем смысл наших действий?! Слава Богу, у нас другие приоритеты. Если повысим уровень безопасности, то предотвратим причинение ущерба прямого и косвенного — и каждому гражданину, и региону в целом.
Мы - одни из первых в России, кто по своей инициативе создал такое министерство. В данном случае, реализована жизненная позиция губернатора. И эту позицию я искренне разделяю по одной простой причине. Я не один год служил в правоохранительных органах и видел попытки подвести правоохранительную систему под статистические показатели. А ведь это нацеливает сотрудников не на борьбу с преступностью, а на совершенствование статистики.
Сегодня же нам важно на основе трезвого мониторинга ситуации принимать точечные, адресные меры, обеспечивающие достойный уровень жизни и безопасности людей. Задача амбициозная. Но не амбициозные задачи решать не интересно. Проблем в жизни не бывает. В жизни есть только задачи. И — алгоритм их решения.http://mediazavod.ru/articles/daily/drugie-rubriki/interview/evgeniy-savchenko-problem-v-zhizni-ne-byvaet-est-tolko-zadachi/